– Ваш интерес к вышивке проявился в детстве?
– С детства я любила рисовать, ходила в художественную школу, пробовала, как многие дети, заниматься разными видами рукоделия: шить, вязать и вышивать. Мне хотелось получить серьезное художественное образование, и я уехала из родного города поступать в художественное училище, о рукоделии я тогда не думала.
– Как получилось, что вышивка стала Вашим профессиональным интересом?
– В училище я выбрала специальность «художник по вышивке». Это давало возможность помимо основных предметов (рисунок, живопись, композиция) освоить разнообразные техники вышивки, шитье и конструирование одежды.
Мы изучали народные художественные промыслы, стили и орнаменты в народном искусстве, костюм, традиции, приемы, техники вышивки народов и областей России. Ездили на практику и делали зарисовки, эскизы, зашивки.
– Чем Вас увлекло народное искусство?
– В каждой области существует свой орнамент, свои цвета и техники. И при этом мотивы повторяются и пронизывают весь пласт культуры: один и тот же орнамент встречается и в ткачестве, и в вышивке, и даже в резьбе, при этом похожие символические элементы можно встретить и на другом конце света – например, солярные знаки. Народная вышивка была символической: в орнаменте зашифрован миф, история, представление о мире.
– Зачем, как Вам кажется, рукоделие нужно сегодня?
– Как любой творческий процесс, рукоделие нужно для самореализации. В характере каждой женщины заложено стремление украсить дом предметами, сделанными своими руками. Для некоторых рукоделие – это отдых, для других – средство борьбы со стрессом, смена деятельности, возможность посидеть спокойно. И еще вышивание способствует развитию мелкой моторики, что полезно и детям, и взрослым.
– Как Вы думаете, рукоделие – это вид искусства или ремесло?..
– Рукоделие – это творческий процесс, и результат зависит от старания и умения, даже при вышивании по готовой схеме. Высокий уровень мастерства в сочетании с качественным рисунком и в хорошо подобранном оформлении приближает работу к искусству.
– Любите ли Вы вышивать?
– Люблю, конечно, – как и многое, что связано с рукоделием. Сейчас это моя работа. Моя мама вышивает, в основном, по моим рисункам. Наши наборы покупают мои подруги, их мамы и дети, мои дальние и близкие родственницы, а также их подруги и родственники. А те, кто не вышивает, любят наши вышитые подарки...
– Отшиваете ли Вы свои работы?
– Я вышиваю только фрагменты в ходе работы над рисунком. Пробую нитки, перешиваю кусочки. Чтобы вышить работу целиком нужно много времени. Образцы для РИОЛИС готовят опытные вышивальщицы.
![]() |
– Сколько времени уходит на создание дизайна?
– «Всадница» (набор для вышивания крестом № 100/044 «Всадница»), например, разрабатывалась два года. Это очень сложная работа, трудно давался подбор ниток для передачи цветов живописи. А вот, например, эскиз для набора «Белый шиповник» (набор для вышивания крестом № 1351 «Белый шиповник») был готов гораздо быстрее. Эту вышивку я делала по своей акварели. |
![]() |
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о создании одного из Ваших сюжетов.
– Очень люблю нашу деревню, где летом в детстве я жила у бабушки с дедушкой, здесь же каждое лето подрастали мои сыновья, и теперь я обязательно провожу здесь часть отпуска. Много фотографирую. Рисую цветы, которые растут вокруг: шиповник, ромашки, колокольчики, рудбекии, настурции, ноготки, одуванчики… Все это становится материалом для творчества, например, для набора «Полевые цветы» (№ 924).
– Как появились знаменитые сюжеты с дамами («Бархатный вечер» № 100/027, «Сиреневый вечер» № 100/028, «Незабудки» № 100/045…)? Были ли у них реальные прототипы?
– Это собирательные образы, которые основаны на литературных и живописных образцах начала XX века. Одна из сложностей работы над портретами в вышивке для меня – это создание образа, а не изображения конкретного лица. Конечно, я использовала и фотографии, и кадры из фильмов. |
|
- Над какими сюжетами Вам больше всего нравится работать?
– Больше всего люблю рисовать цветы, людей и орнаменты. Вышитые орнаменты дополняли или заменяли орнаментальные ткани, а текстиль – тоже моя специальность.
– Что Вас вдохновляет в работе?
– Мне кажется, художнику нужно много смотреть и наблюдать: состояние природы, окружающий пейзаж, архитектуру, лица людей, конечно, как можно больше видеть произведений искусства. Впечатления копятся, трансформируются, ведь никогда не знаешь, что обернется этим самым вдохновением…
– Общаетесь ли Вы с вышивальщицами? Прислушиваетесь ли к их отзывам?
– Почти все мои знакомые и родные вышивают. Конечно, все дают советы, все просят какие-то сюжеты. Например, фотографии каруселей из своих путешествий (набор для вышивания крестом № 1458 «Карусель») мне присылала моя подруга.
На рукодельных выставках люди тоже часто приходят: делятся впечатлениями, благодарят, советуют. Я прислушиваюсь, что-то стараюсь использовать в работе.
– Ваши творческие увлечения и занятия помимо работы в РИОЛИС?
– Шью. Пишу картины маслом – в основном, букеты, натюрморты с цветами.
– Чем вы любите заниматься в свободное время?
– Люблю читать, уютно устроившись там, где никто не мешает. Люблю посмотреть фильм всей семьей, путешествовать. Вот начинается лето – и тянет в дорогу...
По возможности, хожу с друзьями или семьей в театр – больше нравятся студенческие театры, слушаем классическую музыку на концертах, ходим в художественные музеи и на выставки.
– Ваш любимый художник или художественно направление?
– Любимый художник – муж Сергей Красавин и мои друзья – художники РИОЛИС. Если серьезно, я люблю фламандских художников эпохи Возрождения, русских художников кон. XIX – нач. XX вв., владимирских пейзажистов. В 60-е годы ХХ века во Владимире сложилась своя школа пейзажной живописи – очень декоративная, яркая и ни на кого не похожая. К современным направлениям в искусстве – сложное отношение.
|